«С этого момента урока вы перестанете смотреть фильмы так, как делали это прежде» @абсолютно любой курс по фотографии

Видеоурок

Таймкоды:

… Зачем и как развивать насмотренность

… Основные композиционные приемы

… Центральная композиция

… Симметрия

… Правило третей

… Золотое сечение

… Фрейминг

… Голландский угол

… Ритм

… Направления

… Диагонали

… Лайфхаки

… Домашнее задание

Конспект урока

Зачем и как развивать насмотренность

Насмотренность — это качество, которое необходимо развивать постоянно. Это позволит вам всегда быть в курсе актуальных трендов, придумывать новое и круто импровизировать на съемке или при обработке фотографий. 

Можно не знать всех суперважных правил фотографии и действовать интуитивно. А как качественно это у вас получится — уже зависит от вашего уровня насмотренности. Грубо говоря, можно не знать всех правил русского языка, но писать без ошибок, например, в силу того, что вы много читаете. Как-то так это и работает.

Важно понимать, что можно впитывать разную информацию: и качественную, и некачественную. И среди всего того, что вам нравится, нужно стараться выделять именно качественный контент.

Какими источниками можно пользоваться?

  • Pinterest. Первое, что приходит на ум при слове «насмотренность». Эта соцсеть замечательна тем, что лента подстраивается под ваши интересы и последние запросы, а также там легко искать похожие фотографии (например, если вам нужно собрать референсы для фотосессии под какую-то определенную идею). Запросы вводить лучше всего на английском языке, так как на русском довольно мало актуального контента (но радует, что за последние пару лет его становится все больше и больше).
  • Behance. Онлайн-портфолио для представителей творческих профессий. Удобно, что можно искать сразу полноценные проекты, серии фотографий, готовые мудборды. Неудобно, что эта  соцсеть не всегда правильно понимает запросы. В отличие от Pinterest на Behance вы можете спокойно найти контент 18+ (я имею ввиду референсы для ню-фотосессий, а вы о чем подумали?).
  • Приложение Unscripted. Это огромная база крутых референсов и промптов (заданий для моделей) для съемок.
  • Аккаунты фотографов в Instagram. То место, где большинство фотографов сидит чаще всего. А иногда они еще и делятся крутыми фишками для съемок. Пользуйтесь.
  • Vogue, Harper's Bazaar, Esquire и прочие модные журналы. Очень помогают искать идеи для съемок или вдохновение для образов для фотосессий.
  • Музеи и театры. Классическое и современное искусство иногда может натолкнуть на неожиданные мысли или заставить вас замечать что-то новое в том, что постоянно вас окружает.
  • Кино. С этого момента (точнее, с этого урока) вам предстоит во время просмотра любого фильма «разбирать» его: почему в этой сцене именно такие композиционные приемы, какое настроение дает такая цветокоррекция, как меняются планы и т. д. Это упражнение классно развивает насмотренность, приучает замечать сюжеты и грамотно передавать их смысл зрителю.
  • Музыкальные клипы. Некоторые клипы по качеству не уступают хорошим кинофильмам и могут служить хорошим источником идей для съемок. Примечательно, что у одного исполнителя скорее всего и клипы в одной и той же стилистике. Чтобы настроить себя на рабочий лад во время фотосессии, вдохновленной каким-либо клипом, вам будет достаточно включить музыку этого исполнителя на съемке.
  • Природа. Есть одно очень классное упражнение. Оно называется «Час в день для себя». Этим часом можно распорядиться как угодно. Как вариант — пойти прогуляться по городу, в парк, к морю, в любую другую доступную вам локацию. Пройти новым для вас маршрутом. Понаблюдать за природой. Можно взять с собой фотоаппарат и сделать кадры для домашнего задания :)

А теперь приступим к изучению основных композиционных приемов.

Основные композиционные приемы

Центральная композиция

Главный объект располагается по центру кадра.

Урок 7. Основы композиции. Свадебный и портретный фотограф в Батуми Екатерина Македонская
Урок 7. Основы композиции. Свадебный и портретный фотограф в Батуми Екатерина Македонская
Урок 7. Основы композиции. Свадебный и портретный фотограф в Батуми Екатерина Македонская

Симметрия

Два объекта расположены симметрично относительно центральной вертикальной или горизонтальной линии в кадре.

Урок 7. Основы композиции. Свадебный и портретный фотограф в Батуми Екатерина Македонская
Урок 7. Основы композиции. Свадебный и портретный фотограф в Батуми Екатерина Македонская
Урок 7. Основы композиции. Свадебный и портретный фотограф в Батуми Екатерина Македонская
Урок 7. Основы композиции. Свадебный и портретный фотограф в Батуми Екатерина Македонская

Правило третей  

Есть несколько вариаций этого правила:

  1. Кадр делится на 3 примерно одинаковые части по горизонтали. Главный объект может занимать либо верхние 2/3, либо нижние 2/3 кадра (кадр 1). 
  2. Кадр делится на 3 примерно одинаковые части по вертикали. Главный объект может располагаться в какой-либо из этих частей (кадр 2) либо находиться на месте их соприкосновения (кадр 3).
  3. Кадр делится на 3 равных части по вертикали и горизонтали. Получается сетка из 9-ти прямоугольников. Главный объект находится на пересечении горизонтальных и вертикальных линий сетки (кадр 4).
Урок 7. Основы композиции. Свадебный и портретный фотограф в Батуми Екатерина Македонская
Урок 7. Основы композиции. Свадебный и портретный фотограф в Батуми Екатерина Македонская
Урок 7. Основы композиции. Свадебный и портретный фотограф в Батуми Екатерина Македонская
Урок 7. Основы композиции. Свадебный и портретный фотограф в Батуми Екатерина Македонская

Золотое сечение

Если вкратце и без сложных математических вычислений, то кадр делится по диагонали, и из одного из углов выстраивается спираль, которая постепенно углубляется и притягивает внимание зрителя к главному объекту в кадре. Больший вес приходится как раз на то пространство, где проходит воображаемая спираль.

Урок 7. Основы композиции. Свадебный и портретный фотограф в Батуми Екатерина Македонская
Урок 7. Основы композиции. Свадебный и портретный фотограф в Батуми Екатерина Македонская
Урок 7. Основы композиции. Свадебный и портретный фотограф в Батуми Екатерина Македонская

Фрейминг

Главный объект находится в «рамке». Это могут быть листья, рама от картины, окно и т. д.

Урок 7. Основы композиции. Свадебный и портретный фотограф в Батуми Екатерина Македонская
Урок 7. Основы композиции. Свадебный и портретный фотограф в Батуми Екатерина Македонская

Голландский угол

Тот случай, когда позволяется завалить горизонт. Этот прием используется для того, чтобы придать кадру динамики, раскрыть чувства героев.

Урок 7. Основы композиции. Свадебный и портретный фотограф в Батуми Екатерина Македонская
Урок 7. Основы композиции. Свадебный и портретный фотограф в Батуми Екатерина Македонская

Ритм

Несколько одинаковых повторяющихся объектов.

Урок 7. Основы композиции. Свадебный и портретный фотограф в Батуми Екатерина Македонская
Урок 7. Основы композиции. Свадебный и портретный фотограф в Батуми Екатерина Македонская

Направления

Направления движения или взгляда модели психологически могут восприниматься по-разному:

  1. Если модель стоит в первой трети кадра и смотрит в сторону двух других третей (направо), перед ней много «воздуха» — легкость, выбор верного пути (кадр 1). 
  2. Если модель стоит в третьей трети кадра и ее взгляд упирается в правую «стену» кадра — проблема выбора, отрешенность, задумчивость (кадр 2). 
  3. Если движение в кадре происходит слева направо (аналогия: вы читаете этот текст тоже слева направо), это воспринимается как движение навстречу чему-то новому (например, в фильмах, когда персонажи идут навстречу каким-то приключениям, они идут слева направо) (кадр 3).
  4. Если движение в кадре происходит справа налево — это возврат к чему-то изначальному (например, возвращение домой или регресс) (кадр 4).
Урок 7. Основы композиции. Свадебный и портретный фотограф в Батуми Екатерина Македонская
Урок 7. Основы композиции. Свадебный и портретный фотограф в Батуми Екатерина Македонская
Урок 7. Основы композиции. Свадебный и портретный фотограф в Батуми Екатерина Македонская
Урок 7. Основы композиции. Свадебный и портретный фотограф в Батуми Екатерина Македонская

Диагонали

Этот прием тесно связан с приемом «Направления».

Итак, при движении моделей слева направо (движение навстречу новому):

  1. Если диагональ проходит из левого верхнего угла в правый нижний, это воспринимается легко (ассоциация: вы бежите с горы) (кадр 1).
  2. Если диагональ проходит из левого нижнего угла в правый верхний, это воспринимается тяжело (ассоциация: вы поднимаетесь в гору) (кадр 2).

При движении моделей справа налево психологическое восприятие то же: им тяжело подниматься в гору, но легко с нее спускаться. Разница будет лишь в смысле сюжета (возврат к начальной точке) (кадр 3).

Урок 7. Основы композиции. Свадебный и портретный фотограф в Батуми Екатерина Македонская
Урок 7. Основы композиции. Свадебный и портретный фотограф в Батуми Екатерина Македонская
Урок 7. Основы композиции. Свадебный и портретный фотограф в Батуми Екатерина Македонская

Лайфхаки

  • Все вышеперечисленные правила являются нестрогими. Совсем необязательно с точностью до миллиметра выравнивать горизонт или располагать главные объекты точно на пересечении вертикальных и горизонтальных линий. Небольшие нарушения этих правил придают кадру свой собственный интерес.
  • Один и тот же кадр может сочетать в себе несколько композиционных приемов (желательно не больше 2-3).
  • Добиться объема можно при помощи разнообразия планов (многоплановости). Этот момент более подробно разбирался в Уроке 5 «Кадрирование».
  • Чтобы отделить модель от фона, можно либо попросить ее не прислоняться к стене, либо поставить за мооделью источник света — это называется кОнтровый свет (или его еще называют контровОй).
  • На передний план можно выставить руку, протянуть гирлянду от модели к фотографу, использовать прием фрейминг, поставить перед объективом призму или стекляшку от люстры (получатся классные засветы).
  • При поиске в Pinterest добавьте к запросу на английском языке слово «editorial» —это волшебное слово, помогающее находить референсы для «журнальных» идей съемок.

Домашнее задание

Обязательные задания

Прислать по 3 фотографии с использованием любых 3-х композиционных приемов, перечисленных в этом уроке.

Задания *со звездочкой*

Прислать по 1-3 фотографии с использованием всех композиционных приемов, перечисленных в этом уроке и 3 фотографии с использованием эффекта многоплановости.

На выполнение домашнего задания у вас есть 1 неделя.

Жду результаты ваших экспериментов в любой удобной для вас соцсети.

Всё проверю, разберу, что-то подскажу, и перейдем к следующему уроку.

Возникли вопросы — тоже пишите. Обратная связь важна.

RU
EN

Гайд по свадьбам в Батуми! Читать БЕСПЛАТНО!