«С этого момента урока вы перестанете смотреть фильмы так, как делали это прежде» @абсолютно любой курс по фотографии

Видеоурок

Таймкоды:

… Зачем и как развивать насмотренность

… Основные композиционные приемы

… Центральная композиция

… Симметрия

… Правило третей

… Золотое сечение

… Фрейминг

… Голландский угол

… Ритм

… Направления

… Диагонали

… Лайфхаки

… Домашнее задание

Конспект урока

Зачем и как развивать насмотренность

Насмотренность — это качество, которое необходимо развивать постоянно. Это позволит вам всегда быть в курсе актуальных трендов, придумывать новое и круто импровизировать на съемке или при обработке фотографий. 

Можно не знать всех суперважных правил фотографии и действовать интуитивно. А как качественно это у вас получится — уже зависит от вашего уровня насмотренности. Грубо говоря, можно не знать всех правил русского языка, но писать без ошибок, например, в силу того, что вы много читаете. Как-то так это и работает.

Важно понимать, что можно впитывать разную информацию: и качественную, и некачественную. И среди всего того, что вам нравится, нужно стараться выделять именно качественный контент.

Какими источниками можно пользоваться?

  • Pinterest. Первое, что приходит на ум при слове «насмотренность». Эта соцсеть замечательна тем, что лента подстраивается под ваши интересы и последние запросы, а также там легко искать похожие фотографии (например, если вам нужно собрать референсы для фотосессии под какую-то определенную идею). Запросы вводить лучше всего на английском языке, так как на русском довольно мало актуального контента (но радует, что за последние пару лет его становится все больше и больше).
  • Behance. Онлайн-портфолио для представителей творческих профессий. Удобно, что можно искать сразу полноценные проекты, серии фотографий, готовые мудборды. Неудобно, что эта  соцсеть не всегда правильно понимает запросы. В отличие от Pinterest на Behance вы можете спокойно найти контент 18+ (я имею ввиду референсы для ню-фотосессий, а вы о чем подумали?).
  • Приложение Unscripted. Это огромная база крутых референсов и промптов (заданий для моделей) для съемок.
  • Аккаунты фотографов в Instagram. То место, где большинство фотографов сидит чаще всего. А иногда они еще и делятся крутыми фишками для съемок. Пользуйтесь.
  • Vogue, Harper's Bazaar, Esquire и прочие модные журналы. Очень помогают искать идеи для съемок или вдохновение для образов для фотосессий.
  • Музеи и театры. Классическое и современное искусство иногда может натолкнуть на неожиданные мысли или заставить вас замечать что-то новое в том, что постоянно вас окружает.
  • Кино. С этого момента (точнее, с этого урока) вам предстоит во время просмотра любого фильма «разбирать» его: почему в этой сцене именно такие композиционные приемы, какое настроение дает такая цветокоррекция, как меняются планы и т. д. Это упражнение классно развивает насмотренность, приучает замечать сюжеты и грамотно передавать их смысл зрителю.
  • Музыкальные клипы. Некоторые клипы по качеству не уступают хорошим кинофильмам и могут служить хорошим источником идей для съемок. Примечательно, что у одного исполнителя скорее всего и клипы в одной и той же стилистике. Чтобы настроить себя на рабочий лад во время фотосессии, вдохновленной каким-либо клипом, вам будет достаточно включить музыку этого исполнителя на съемке.
  • Природа. Есть одно очень классное упражнение. Оно называется «Час в день для себя». Этим часом можно распорядиться как угодно. Как вариант — пойти прогуляться по городу, в парк, к морю, в любую другую доступную вам локацию. Пройти новым для вас маршрутом. Понаблюдать за природой. Можно взять с собой фотоаппарат и сделать кадры для домашнего задания :)

А теперь приступим к изучению основных композиционных приемов.

Основные композиционные приемы

Центральная композиция

Главный объект располагается по центру кадра.

Урок 7. Основы композиции. Wedding and portrait photographer in Batumi Ekaterina Makedonskaya
Урок 7. Основы композиции. Wedding and portrait photographer in Batumi Ekaterina Makedonskaya
Урок 7. Основы композиции. Wedding and portrait photographer in Batumi Ekaterina Makedonskaya

Симметрия

Два объекта расположены симметрично относительно центральной вертикальной или горизонтальной линии в кадре.

Урок 7. Основы композиции. Wedding and portrait photographer in Batumi Ekaterina Makedonskaya
Урок 7. Основы композиции. Wedding and portrait photographer in Batumi Ekaterina Makedonskaya
Урок 7. Основы композиции. Wedding and portrait photographer in Batumi Ekaterina Makedonskaya
Урок 7. Основы композиции. Wedding and portrait photographer in Batumi Ekaterina Makedonskaya

Правило третей  

Есть несколько вариаций этого правила:

  1. Кадр делится на 3 примерно одинаковые части по горизонтали. Главный объект может занимать либо верхние 2/3, либо нижние 2/3 кадра (кадр 1). 
  2. Кадр делится на 3 примерно одинаковые части по вертикали. Главный объект может располагаться в какой-либо из этих частей (кадр 2) либо находиться на месте их соприкосновения (кадр 3).
  3. Кадр делится на 3 равных части по вертикали и горизонтали. Получается сетка из 9-ти прямоугольников. Главный объект находится на пересечении горизонтальных и вертикальных линий сетки (кадр 4).
Урок 7. Основы композиции. Wedding and portrait photographer in Batumi Ekaterina Makedonskaya
Урок 7. Основы композиции. Wedding and portrait photographer in Batumi Ekaterina Makedonskaya
Урок 7. Основы композиции. Wedding and portrait photographer in Batumi Ekaterina Makedonskaya
Урок 7. Основы композиции. Wedding and portrait photographer in Batumi Ekaterina Makedonskaya

Золотое сечение

Если вкратце и без сложных математических вычислений, то кадр делится по диагонали, и из одного из углов выстраивается спираль, которая постепенно углубляется и притягивает внимание зрителя к главному объекту в кадре. Больший вес приходится как раз на то пространство, где проходит воображаемая спираль.

Урок 7. Основы композиции. Wedding and portrait photographer in Batumi Ekaterina Makedonskaya
Урок 7. Основы композиции. Wedding and portrait photographer in Batumi Ekaterina Makedonskaya
Урок 7. Основы композиции. Wedding and portrait photographer in Batumi Ekaterina Makedonskaya

Фрейминг

Главный объект находится в «рамке». Это могут быть листья, рама от картины, окно и т. д.

Урок 7. Основы композиции. Wedding and portrait photographer in Batumi Ekaterina Makedonskaya
Урок 7. Основы композиции. Wedding and portrait photographer in Batumi Ekaterina Makedonskaya

Голландский угол

Тот случай, когда позволяется завалить горизонт. Этот прием используется для того, чтобы придать кадру динамики, раскрыть чувства героев.

Урок 7. Основы композиции. Wedding and portrait photographer in Batumi Ekaterina Makedonskaya
Урок 7. Основы композиции. Wedding and portrait photographer in Batumi Ekaterina Makedonskaya

Ритм

Несколько одинаковых повторяющихся объектов.

Урок 7. Основы композиции. Wedding and portrait photographer in Batumi Ekaterina Makedonskaya
Урок 7. Основы композиции. Wedding and portrait photographer in Batumi Ekaterina Makedonskaya

Направления

Направления движения или взгляда модели психологически могут восприниматься по-разному:

  1. Если модель стоит в первой трети кадра и смотрит в сторону двух других третей (направо), перед ней много «воздуха» — легкость, выбор верного пути (кадр 1). 
  2. Если модель стоит в третьей трети кадра и ее взгляд упирается в правую «стену» кадра — проблема выбора, отрешенность, задумчивость (кадр 2). 
  3. Если движение в кадре происходит слева направо (аналогия: вы читаете этот текст тоже слева направо), это воспринимается как движение навстречу чему-то новому (например, в фильмах, когда персонажи идут навстречу каким-то приключениям, они идут слева направо) (кадр 3).
  4. Если движение в кадре происходит справа налево — это возврат к чему-то изначальному (например, возвращение домой или регресс) (кадр 4).
Урок 7. Основы композиции. Wedding and portrait photographer in Batumi Ekaterina Makedonskaya
Урок 7. Основы композиции. Wedding and portrait photographer in Batumi Ekaterina Makedonskaya
Урок 7. Основы композиции. Wedding and portrait photographer in Batumi Ekaterina Makedonskaya
Урок 7. Основы композиции. Wedding and portrait photographer in Batumi Ekaterina Makedonskaya

Диагонали

Этот прием тесно связан с приемом «Направления».

Итак, при движении моделей слева направо (движение навстречу новому):

  1. Если диагональ проходит из левого верхнего угла в правый нижний, это воспринимается легко (ассоциация: вы бежите с горы) (кадр 1).
  2. Если диагональ проходит из левого нижнего угла в правый верхний, это воспринимается тяжело (ассоциация: вы поднимаетесь в гору) (кадр 2).

При движении моделей справа налево психологическое восприятие то же: им тяжело подниматься в гору, но легко с нее спускаться. Разница будет лишь в смысле сюжета (возврат к начальной точке) (кадр 3).

Урок 7. Основы композиции. Wedding and portrait photographer in Batumi Ekaterina Makedonskaya
Урок 7. Основы композиции. Wedding and portrait photographer in Batumi Ekaterina Makedonskaya
Урок 7. Основы композиции. Wedding and portrait photographer in Batumi Ekaterina Makedonskaya

Лайфхаки

  • Все вышеперечисленные правила являются нестрогими. Совсем необязательно с точностью до миллиметра выравнивать горизонт или располагать главные объекты точно на пересечении вертикальных и горизонтальных линий. Небольшие нарушения этих правил придают кадру свой собственный интерес.
  • Один и тот же кадр может сочетать в себе несколько композиционных приемов (желательно не больше 2-3).
  • Добиться объема можно при помощи разнообразия планов (многоплановости). Этот момент более подробно разбирался в Уроке 5 «Кадрирование».
  • Чтобы отделить модель от фона, можно либо попросить ее не прислоняться к стене, либо поставить за мооделью источник света — это называется кОнтровый свет (или его еще называют контровОй).
  • На передний план можно выставить руку, протянуть гирлянду от модели к фотографу, использовать прием фрейминг, поставить перед объективом призму или стекляшку от люстры (получатся классные засветы).
  • При поиске в Pinterest добавьте к запросу на английском языке слово «editorial» —это волшебное слово, помогающее находить референсы для «журнальных» идей съемок.

Домашнее задание

Обязательные задания

Прислать по 3 фотографии с использованием любых 3-х композиционных приемов, перечисленных в этом уроке.

Задания *со звездочкой*

Прислать по 1-3 фотографии с использованием всех композиционных приемов, перечисленных в этом уроке и 3 фотографии с использованием эффекта многоплановости.

На выполнение домашнего задания у вас есть 1 неделя.

Жду результаты ваших экспериментов в любой удобной для вас соцсети.

Всё проверю, разберу, что-то подскажу, и перейдем к следующему уроку.

Возникли вопросы — тоже пишите. Обратная связь важна.

Order the photosession