«Фотографы — художники, рисующие светом»

Видеоурок

Таймкоды:

… Введение

… Виды источников света

… Виды света

… Про постоянный свет

… Про импульсный свет

… Про отражатели и флаги

… Работа с естественным светом

… Работа с искусственным светом

… Работа с накамерной вспышкой

… Лайфхаки

… Домашнее задание

Конспект урока

Небольшое введение

Наверняка вы уже интересовались какими-либо схемами света. Лично меня раньше очень пугали вот эти вот картинки, где перед фоном ставят модель, а рядом с ней — огромное количество больших таких штуковин на штативах. И эти фотографы или блогеры, со своими рилсами про свет, такие: «Сейчас я покажу вам самую легкую схему света, которую я использую…». И понеслось: эту большую светящуюся штуку сюда, эту сюда, еще одну вот так и вот обязательно прям на таком расстоянии. И зритель мало что понимает, как правило, кроме того, что у него закрепляется в голове мысль о том, что искусственный свет — это сложно.

В этом уроке буду вам рассказывать про свет максимально понятно. Моя цель — объяснить вам, как он работает, чтобы вы потом смогли сами выставить нужную вам схему.

Также, это будет первое практическое занятие. Если вы обучаетесь у меня очно, я проведу с вами занятие в помещении и на улице, где наглядно покажу как работать с естественным освещением. Если вы проходите обучение онлайн, то вам предстоит самостоятельно провести съемку в каком-либо помещении и на улице. В процессе можем созвониться по видеосвязи, я буду вам помогать.

Занятие в по студийному свету проводится вне курса по желанию учеников и оплачивается отдельно + стоимость аренды студии на 3 часа (разбираем постоянный и импульсный свет, цветной свет, работу с накамерной вспышкой).

Источники света по своему предназначению бывают…

…рисующими

Рисующий источник света — главный, он создает основу светотеневого рисунка.

В большинстве случаев он располагается сбоку и одновременно сверху  под 45 градусов от модели.

Это единственный обязательный источник света на любой съемке, остальные используются для того, чтобы добавить разнообразия или воплотить какую-либо сложную творческую идею.

…заполняющими

Задача заполняющего света — смягчить сильные тени. Для этого можен быть использован еще один источник света (с наименьшей мощностью относительно рисующего) либо отражатель с белой, золотистой или серебристой сторонами (зависит от эффекта, кторый вы хотите получить).

…контровыми

Ставятся за спиной модели, подсвечивают силуэт и волосы. Свет от них не попадает на фон.

…фоновыми

Используются для подсветки фона, обычно цветными источниками света.

А сам свет бывает…

…естественным

Это солнечный свет.

Работать с естественным светом можно как на улице, так и в помещении.

Плюсы:

  • бесплатно.

Минусы:

  • при съемке в помещении не получится отойти далеко от окна;
  • при съемке на улице — высокая зависимость от погодных условий и времени суток.

…искусственным

Искусственный свет делится на постоянный (лампы и лампочки, световые панели и мечи) и импульсный (вспышки).

Ниже я разбираю их преимущества и недостатки.

…смешанным

Из названия все понятно — это смесь импульсного и постоянного света. 

Используется обычно, когда нужно добиться художественного эффекта рисования светом (например, съемка на длинной выдержке  со вспышкой в лоб и гирляндой позади модели, которую из стороны в сторону крутит ассистент).

А также…

…жестким

Жесткий свет — он направленный, дает графичные контрастные тени. По психологическому воздействию он используется в основном для передачи некой брутальности, драматичности, мощной энергетики модели, для мужских съемок.

В солнечную погоду на улице как раз преобладает жесткий свет (обычно с 11 до 16 часов дня), в такие дни лучше дождаться вечера, когда свет более рассеянный и мягкий либо искать тени (от деревьев, зданий и т. д.).

В студийных условиях можно создать жесткое освещение при помощи насадок, которые называются рефлекторы. Они обычно металлические и тяжелые, тип крепления (байонет) — Bowens, что позволяет им использоваться почти со всеми фирмами моноблоков. 

В зависимости от направленности пучка света в большинстве студий присутствуют следующие насадки-рефлекторы:

  • тубус — очень направленная насадка, свет попадает на небольшую область, используется для расстановки акцентов на деталях;
  • горшок — область освещения больше, чаще используется для подсветки фона;
  • скошенный рефлектор — похож на горшок, тоже часто используется для подсветки фона, особенно когда нужно совместить на фоне несколько источников цветного света;
  • портретная тарелка — исходя из названия, это насадка, которая подходит для съемки потретов, т. к. создает хорошие прорисованные тени;
  • шторки — крепятся на насадку-горшок, позволяют создавать более направленные узоры светом под ваши потребности, можно использовать с гелевыми фильтрами (они обычно идут в комплекте: либо на магнитах, либо вставляются в пазы насадки-шторки), нельзя использовать цветные фильтры с постоянным светом — фильтры расплавятся; 
  • спотлайт — проекционная очень мощная насадка для источника постоянного света, с этой штукой можно использовать маски Гобо (металлические круглые пластинки с вырезанным рисунком; при их смене используйте перчатки, ибо очень сильно греются в процессе съемки) либо регулировать проецирующийся рисунок при помощи шторок внутри насадки.

…мягким

Мягкий свет — рассеянный, обволакивающий, тени делает соответственно мягкими. Психологически воспринимается как что-то спокойное, нежное, зачастую применяется для съемки детей, женщин, но в общем и целом он может применяться для большинства коммерческих и творчесских задач.

Мягкий свет на улице вы можете застать:

  • утром (на рассвете и в «синий час» — 20-40 минут до полного восхода солнца);
  • вечером (на закате и в «золотой час» — 20-40 минут до полного захода солнца), ;
  • в пасмурную погоду (в любое время светового дня) — считается, что это идеальная погода для фотосессии на улице.

Для создания мягкого света в студях используются насадки, которые называются софтбоксы. Они изготовлены из ткани, но крепление у них металлическое, байонет так же Bowens.

Обычно в студиях бывают следующие насадки этого типа:

  • октобокс — восьмиугольная насадка большого диаметра, самая универсальная, равномерно освещает человека целиком и образует мягкие тени;
  • прямоугольный софт — обычно размером 90 на 60 см, освещает менее равномерно, чем октобокс, могут образоваться небольшие провалы в тенях;
  • стрипбокс — более узкая и длинная, направленная насадка в отличие от предыдущей, часто используется для создания заполняющего света;
  • зонт на просвет — зонт из полупрозрачной трани, работает как любой софт, удобно носить с собой, редко встречается в студиях;
  • зонт на отражение — снаружи ткань черная, а внутри — золотистая или серебристая; используется обычно с накамерной вспышкой, направляя импульс в сторону внутренней стороны зонта, — свет отражается и мягко обволакивает модель (скорее всего вы такое уже видели, если в школе к вам приходили фотографы делать фотографию класса); тоже удобно носить с собой, редко встречается в студиях.

Любой рефлектор можно превратить в софт, поставив перед ним рассеиватель (штуку, которая находится внутри отражателя; чуть позже я расскажу про отражатель подробнее).

Для более направленного пучка света на каждую из насадок можно надеть специальные соты.

Подробнее про искусственный свет…

…постоянный свет

Плюсы: 

  • сразу видно результат выстроенной световой схемы; 
  • подходит для мобильной съемки и съемки видео; 
  • удобно фотографировать детей и прочих быстро перемещающихся или бегающих моделей в студии, т. к. не надо думать об импульсе (плюс, дети могут испугаться вспышки).

Минусы: 

  • нельзя использовать вместе с верхним светом в студии (потолочным освещением), т. к. это испортит схему света; 
  • небольшая мощность в сравнении с импульсными источниками света (особенно цветные источники света — они дают лишь 30-40% яркости от полной мощности прибора); 
  • галогеновые источники света сильно греются в процессе съемки, насадки менять лучше в перчатках или подождать, пока прибор остынет (а еще лучше — позвать админа); если есть возможность, то лучше использовать светодиодные источники света.

…импульсный свет

Плюсы: 

  • перебивает верхний свет в студиях, поэтому у моделей не будет темных кругов от него под глазами; 
  • благодаря использованию пилотной лампы, можно сразу оцнить светотеневой рисунок выстроенной схемы; 
  • позволяет получить более качественную картинку даже на не самую хорошую камеру за счет гораздо большей мощности, чем у постоянных источников света.

Минусы: 

  • пилотная лампа сильно греется. поэтому ее не стоит долго держать на полной мощности; 
  • при съемке со шторами блэкаут (которые не пропускают свет) иногда мощности пилотной лампы бывает недостаточно для правильной работы автофокуса — можно включить верхний свет (но тогда снаала стоит выстроить световую схему и убедиться, что результат вам подходит, т. к. верхний свет исказит свет пилотных ламп); 
  • есть не во всех студиях, т. к. сейчас идет тренд на съемки с естественным освещением или на мобильную съемку; 
  • не подходит для съемки энергичных детей и людей, страдающих эпилепсией.

Про отражатели и флаги

В большинстве случаев отражатели продаются «5 в 1»:

  • белая сторона нужна для мягкого отражения света без оттенков;
  • черная сторона может использоваться в качестве флага («отрезает» свет), она не отражает свет, а поглощает его;
  • золотистая сторона придает теням теплый оттенок;
  • серебристая сторона — холодный оттенок теней;
  • полупрозрачная белая — это диффузор (рассеиватель или фрост-рама), он нужен соответственно для рассеивания жесткого света.

Флаги обычно двухсторонние: одна сторона белая, вторая — черная. Смысл их действия такой же, как и у белой и черной сторон отражателя. Но у флагов есть преимущества:

  • для них не нужны стойки или ассистенты;
  • их можно спокойно передвигать по полу (так как они на колесиках) и ставить под нужным вам углом;
  • флаги — классный реквизит для минималистичных студийных съемок.

Так как же со светом работать?

С естественным…

Вот пара рекомендаций:

  1. На улице по возможности снимайте либо в рассветные часы, либо в закатные (можно отследить время по приложению Яндекс.Погода и выбирать время за 1-2 часа до «синего» и «золотого» часа).
  2. Если вам приходится снимать на улице в полдень — ищите тени либо помещения (кафе, как вариант).
  3. В помещении старайтесь снимать, находясь ближе к окну.
  4. Если снимаете модель против света, повышайте экспозицию (до +1; за счет выдержки или ISO), — так она будет освещена. Если же вам нужен силуэт — ставьте экспозицию по небу (в 0 или немного в минус).
  5. Направляйте модель носом к свету — так свет падает равномерно, под глазами не будет «кругов панды».

С искусственным…

ISO сразу ставим 100. Максимум — 400, иначе потом полезут шумы, которые сложно будет убрать на обработке. Больше эту настройку не трогаем.

При съемке с импульсным светом выдержку ставим не короче 1/200, иначе на половину экрана появится шторка. В идеале оставить выдержку в пределах 1/125-1/160. Эту настройку тоже больше не трогаем.

Остальное регулируем диафрагмой. Для съемки на циклораме, кстати, очень классно подойдут «китовые» объективы, т. к. диафрагму нужно будет ставить в районе 5,6-8 (все индивидуально, но в большинстве случаев так). Если снимаете в интерьере, то можно диафрагму открывать сильнее.

Если вы работаете с постоянным светом, то экспозицию можно сразу ставить в 0, если с импульсным — уводите в минус (обычно около -1).

Если вы снимаете с импульсным светом, вам понадобится синхронизатор (триггер, трансмиттер). Он крепится на горячий башмак и через радиоволны синхронизируется с источниками импульсного света. Проверьте, какой канал стоит на синхронизаторе — точно такой же должен стоять и на ресиверах (устройствах, принимающих сигнал с триггера (синхронизатора), на источниках света).

Мощность импульса вспышки измеряется в долях секунды (от 1/128 до 1/1) либо иногда от 1.0 до 10.0. Вспышкам нужно время на перезарядку, поэтому нежелательно использовать их в режиме серийной съемки. Рисующий источник света может быть единственным в световой схеме, и он должен быть мощнее всех остальных. 

Сделайте тестовый кадр, и если все нужные вспышки сработали, — можно приступать к съемке.

А если у вас накамерная вспышка, то…

Ей вы можете пользоваться 2-мя способами:

  1. Надеть на «горячий башмак» камеры и снимать так, «пыхая» в потолок или белую стену. Этот способ подходит для репортажных съемок, контента, свадеб.
  2. Поставить на стойку и снимать с синхронизатором. Этот способ подразумевает базовое понимание работы схем света. Подробнее про них вы сможете прочитать ниже. Скажу только, что принцип работы такой же, как у студийного импульсного оборудования.

Если у вас имеется несколько вспышек (например, у меня их 2), но нет синхронизатора, то одну из вспышек можно использовать как триггер (надеть на «горячий башмак») и закрыть колпачком, чтобы не искажать световую схему, а остальные — как ресиверы (собрать из них световую схему). 

Чтобы ваша камера дала возможность вам работать с внешней вспышкой, нужно включить в настройках этот пункт (погуглите, как это сделать на вашей камере). Если вспышка стоит на камере, то ставим на ней режим триггера, если на стойке — ресивера. И следим, чтобы на всех вспышках и синхронизаторе (если он есть) стоял один и тот же канал.

Лайфхаки

  • Чтобы понять, какие источники света были использованы при съемке каких-либо каталогов, модных журналов или рекламы, можно посмотреть на зрачки модели. Если там отражается квадрат, прямоугольник или восьмиугольник, то скорее всего это были софтбоксы (стандартные софты, стрипы или октобоксы), если круг — портретная тарелка, тубус или рефлектор-горшок. Также, обращайте внимание на тени: если они жесткие — использовались рефлекторы, если мягкие — софты.
  • Никогда и ни за что не используйте связку «галогеновый источник света + гелевый цветной фильтр». Фильтр расплавится, а вы влетите на деньги. 
  • Не используйте пилотную лампу импульсного источника света в качестве постоянного источника света. Во-первых, она очень сильно греется, и это затруднит вам работу, во-вторых, она недостаточно мощная для того, чтобы позволить вам создать качественную картинку в студии без повышения ISO.
  • Не во всех студиях, к сожалению, есть крепкие штативы или штативы на колесиках, поэтому передвигайте источники света по залу, держась за стойку двумя руками: одной — сверху, второй — снизу, чтобы создать баланс и ничего не уронить. Перед этим обязательно выключите прибор.
  • Если вы снимаете в студии, и у вас внезапно начинает «пыхать» студийная вспышка, обратитесь к администратору, чтобы вам переставили канал. Скорее всего в другом зале сейчас работает другой фотограф, и работает он тоже с импульсными источниками света.

Домашнее задание

Обязательные задания

Сделать отбор полученной на практическом занятии серии: 

— удалить бракованные фотографии (закрытые глаза, неудачные ракурсы, смазы);

— выбрать из всей серии 20 разноплановых фотографий для обработки.

Задания *со звездочкой*

Провести самостоятельно еще одну съемку (с другой моделью и в других локациях), выбрать 20 разноплановых кадров для обработки.

Перед съемкой изучить дополнительный урок «Как искать локации для фотосессий».

На выполнение домашнего задания у вас есть 1 неделя.

Жду результаты ваших экспериментов в любой удобной для вас соцсети.

Всё проверю, разберу, что-то подскажу, и перейдем к следующему уроку.

Возникли вопросы — тоже пишите. Обратная связь важна.

RU
EN

Order the photosession