Большинство схем, приведенных в этом уроке, можно повторить почти в каждой фотостудии, где есть искусственный свет. Эти схемы помогают реализовывать творческие задачи, которые встречаются наиболее часто. Каждую из них можно трансформировать в любую другую (или создать новую) и понаблюдать за результатом.
Для вашего удобства я разбила схемы на несколько блоков (в зависимости от количества используемого оборудования и типа света (обычный и цветной)). Они подходят и для постоянного, и для импульсного света.
Обычный свет
1 источник света с насадкой «октобокс»
Моноблок располагается под 45 градусов от модели сбоку и под 45 градусов над ее головой. Создается хороший рисующий свет.
Это самая базовая-базовая схема, которую предстоит запомнить каждому фотографу, так как она встречается чаще всего и покрывает большинство коммерческих и творческих задач.
1 источник света с насадкой «октобокс» на стойке-журавле
Журавль есть далеко не в каждой студии, и это единственная проблема этой схемы света. Но если он присутствует — вам крупно повезло.
Эта схема используется в коммерческой съемке для каталогов. Фон получается затемненным, а на лице модели образуется такая «бабочка» из света. Обратите внимание, что край насадки должен быть перед головой модели, иначе глаза не будут подсвечены.
1 источник света с насадкой «октобокс»
В данном случае источник света выполняет роль фона. Это подходит для съемки силуэтов.
Если подключить к этой схеме дым-машину и заменить октобокс на рефлектор-горшок, то можно получить очень классные кадры с игрой световых лучей и дыма.
2 источника света с софт-насадками
Эта схема — трансформация первой. К ней добавляется второй источник света с любой софт-насадкой и располагается сбоку, почти под 90 градусов к модели. Мощность этого источника ставится примерно в половину меньше. чем у рисующего. Таким образом мягко заполняется боковая тень.
Вместо заполняющего источника света можно использовать отражатель.
1 источник света с рефлектором и 2 отражателя
Если нет софтбокса, на помощь придет рефлектор «в лоб» и два отражателя по бокам. Расстояние отражателей от модели и их угол корректируемы в зависимости от желаемого заполнения боковых жестких теней светом.
Творческая схема с 1-им источником света и 2-мя флагами
Для этой схемы желательно использовать жесткий свет (насадку-рефлектор любого диаметра). Вместо флагов можно использовать рефлектор со шторками или спотлайт.
Творческая схема с 3-мя источниками света
В данном примере используются насадки-тубусы, но их можно заменить рефлекторами со шторками. Мощности источникв света регулируются в зависимости от жедаемого вами результата.
Цветной свет
3 источника света, 1 цветной
Это вариация схемы из блока про обычный свет. К рисующему и заполняющему источникам добавляется фоновый свет — это должен быть источник с насадками-рефлекторами: горшком, шторками или рефлектором со скошенным краем (в этом случае скошенный край как бы «отрезает» свет так, чтобы он не попадал на модель).
Эта схема здорово выручает, когда в студии имется только белый фон или циклорама, и нужно «раскрасить» фон, оставив модели человеческий цвет кожи.
2 источника света, дуальная схема
Свет ставится под 45 градусов над головой модели и по бокам от нее под 45-90 градусов (в зависимости от необходимого результата).
Если нужно добиться такого эффекта, чтобы свет попадал только на модель, но не на фон, можно использовать вместо обычных рефлекторов рефлекторы со шторками и «отрезать» ими свет.
2 источника света, 1 флаг
Вместо флага можно использовать скошенную насадку или шторки («отрезать» свет так, чтобы он попадал только на модель, но не на фон). Второй источник света направляем на фон.
Очень хорошо для такой схемы подходят контрастные сочетания цветов.
Творческая схема с 3-мя источниками света
Это вариация схемы из блока про обычный свет, но с цветными гелевыми фильтрами.
Сюда классно подойдут классические триадные цветовые сочетания.