На что имеет право фотограф

Если совсем коротко, то кто создал фотографию, тот и автор. И ему принадлежат авторские права на данное произведение. Они появляются в момент создания произведения и являются неотчуждаемыми до тех пор, пока не будет составлен и подписан договор об отчуждении исключительного права на произведение. Получается, что даже если идею придумал клиент, то автор — все равно фотограф, и он обладает почти всеми правами на данное произведение. 

Таким образом, автор имеет право:

  • на редактирование сырого материала (файлов в формате RAW);
  • на публикацию готового произведения в своем портфолио;
  • на указание своего авторства (например, отметку в соцсетях, где клиент публикует фотографии);
  • на использование фотографий для рекламы своих услуг;
  • на печать этих фотографий;
  • в некоторых случаях даже на продажу копий прозведения (например, на фотостоках).

Как доказать авторское право:

  • у кого файлы в формате RAW — тот и автор (именно поэтому большинство фотографов, которые отдают исходные фотографии клиенту, отдают их в формате JPEG);
  • записать в камере информацию об авторских правах (например, у меня написан мой ник в Instagram), таким образом в метаданных каждого сделанного на этот фотоаппарат кадра будет записана информация об авторе, а это весомый аргумент (и в исходных, и в обработанных фотографиях).

Удаление третьим лицом (не автором) метаданных фотографий (информации об авторском праве) относится к правонарушению, и правообладатель может потребовать компенсацию.

На что имеет право клиент

На что имеет право клиент? Его права отличаются от прав автора. Клиент может:

  • использовать копии произведений в личных некоммерческих целях (публиковать в своих соцсетях, распечатывать и дарить кому-то, составлять фотокниги);
  • запретить автору публикацию тех фотографий, где клиент является главным объектом (у клиента есть право на охрану своего изображения, и оно стоит выше права автора на публикацию).

Продавать копии фотографий без письменного согласия автора произведений (договора об отчуждении исключительного права на произведение) клиент не может, а также он не имеет права вносить правки в уже готовое произведение (обрабатывать готовые фотографии по своему усмотрению).

Как брать разрешение на публикацию

Если фотосессия проводилась без договора, то право на публикацию важно проговорить с клиентом напрямую до или после съемки. Желательно, чтобы было письменное потверждение, например:

— Добрый день! Могу ли я опубликовать несколько кадров с нашей фотосессии в своем портфолио?

— Да, конечно.

Клиент также имеет право отказать в публикации либо ограничить количество фотографий для публикации — у него все еще есть право на охрану своего изображения.

В случае со свадьбами и иными мероприятиями, где в кадре присутстввует много человек, брать с каждого гостя разрешение на публикацию нерационально, гораздо проще в договоре прописать отдельный пункт:

«Клиент берет на себя обязанность взять разрешение на публикацию фотографий в портфолио фотографа у всех гостей Свадебного торжества»

Если съемка проводилась на ТФП-условиях (которые подразумевают под собой то, что готовые фотографии пойдут в портфолио всем участникам фотосессии), может возникнуть ситуация, что модель откажет в разрешении на публикацию. Чтобы такого не произошло и усилия всей команды не прошли напрасно, оформляется модельный релиз. Про него я более подробно рассказываю ниже. 

Когда необходим договор

Договор необходим в случаях, когда вы работаете с дорогостоящими и ответственными съемками с почасовой оплатой (свадьбами, корпоративными мероприятиями, брендами (сюда относятся магазины, рестораны и т. д.)). Если договор предоставляет сторона, которой вы оказываете услуги, обязательно внимательно прочитайте его, прежде чем подписывать, иначе может возникнуть множетство неприятных ситуаций. Если договор предоставляет фотограф, нелишним будет прислать клиенту электронную копию договора для ознакомления с ним до подписания твердой копии.

Что должно быть в договоре (необходимый минимум):

  • наименование договора (например, «Договор на оказание услуг фотографа»);
  • дата заключения договора;
  • паспортные данные Фотографа и Клиента (ФИО и номера паспортов);
  • предмет договора (вид съемки, дата проведения фотосессии, обязательство фотографа личного проведения данной фотосессии);
  • стоимость съемки и порядок оплаты;
  • что включает в себя выбранный Клиентом пакет услуг (продолжительность съемки, количество, сроки и порядок передачи готовых фотографий);
  • права и обязанности сторон (в частности, материальная ответственность);
  • право собственности на фотографии (см. пункты «На что имеет право фотограф» и «На что имеет право клиент»);
  • подписи и реквизиты сторон (расшифровки подписей, номера телефонов).

После заключения договора все устные договоренности и переписка теряют юридическую силу.  

Любой договор заключается в 2-х экземплярах: один экземпляр остается фотографу, второй — клиенту.

Про модельный релиз

Модельный релиз — это одностороннее согласие модели на использование ее изображения.

Заключение модельного релиза необходимо в следующих случаях:

  • модель оказывает услуги на безвозмездной основе;
  • жанр фотосессии подразумевает полное или частичное обнажение, модель оказывает услуги на безвозмездной основе;
  • фотографии создаются для последующей продажи (на фотостоках, выставках и т. д.), модель оказывает услуги на безвозмездной основе.

Если же модель позирует за вознаграждение, в таком случае требуется договор на оказание услуг модели, его должна фотографу предоставить сама модель. По своему содержанию этот договор схож с договором на оказание услуг фотографа.

Что может заменить договор

Переписка может выступать в роли договора, но только если в ней четко прописаны все условия каждой из сторон: сроки отдачи фото, их количество, кто кому сколько должен заплатить, куда прийти, в каком виде и т. д. И разрешение на публикацию тоже можно взять в переписке, выше я написала, как это можно сделать.

RU

Гайд по свадьбам в Батуми! Читать БЕСПЛАТНО!