Творческий процесс, как правило, нелинеен. Кто-то сперва ищет модель, а потом подбирает под нее идею, кто-то — наоборот. А иногда вообще идея возникает из ниоткуда, стоит только увидеть какого-то привлекательного человека или найти интересный предмет либо новое для себя место и подумать «Хочу здесь съемку провести!». Для каждого из таких случаев вам пригодится этот урок.

Как искать моделей на творческие съемки?

Есть несколько способов найти классных моделей на творческую фотосессию, с которыми зачастую комфортно взаимодействовать. Итак, вы можете написать с предложением поучаствовать в творческой фотосессии:

  • другому фотографу (в рамках курса ученики могут тренироваться друг на друге, взаимосъемки — это всё ещё хорошо);
  • местным блогерам (за индивидуальными фотосессиями классно идти к бьюти-блогерам, за семейными — к блогерам-мамочкам и т. д.);
  • специалистам смежных профессий (тем же визажистам, например, — они еще и макияж крутой сделают на съемку);
  • ТФП-моделям, их можно поискать в группах и чаты на ТФП-тематику в соцсетях (всегда запрашивайте актуальные фотографии потенциальной модели, иначе на самой съемке вас может ждать неприятный сюрприз);
  • студентам актерских, танцевальных, цирковых или художественных учебных заведений — этим людям всегда нужно свежее портфолио, особенно актёрам (плюс, с ними классно работать, они зачастую уже раскрепощенные и за любой движ);
  • друзьям и родственникам — с ними в начале вашего пути проще отрабатывать какие-либо несложные идеи, которые не требуют долгой подготовки и большого бюджета (этот вариант пишу последним, т. к. работать со знакомым человеком морально легче, чем с незнакомым, но более профессиональным и заинтересованным соответственно, поэтому эта легкость может лишить вас возможности попробовать себя в чем-то более сложном).

Впоследствии у вас сформируется своя собственная база моделей, которым вы сможете написать, когда у вас появится какая-либо идея для съемки. С этими людьми вы уже работали, не стесняйтесь звать их еще раз. Но и не стоит составлять всё портфолио из одних и тех же лиц: во-первых, потенциальные клиенты могут решить, что у вас нет заказов, во-вторых, вы привыкнете работать только с конкретными людьми, и вам будет сложнее на съемках с незнакомцами.  Например, я снимаю одну и ту же модель не чаще 1 раза в 2-3 месяца. 

НЕ СОВЕТУЮ в самом начале пути искать моделей среди профессиональных моделей и учеников модельных школ. Как правило, это люди, которые привыкли быть по ту сторону камеры под руководством профессиональных фотографов, поэтому они могут неосознанно взять на себя ведение процесса съемки. Для начинающих фотографов это не есть хорошо. Ваша задача — научиться вести съемку самостоятельно.

Как договариваться о съемке?

Итак, вы нашли человека, который подходит под вашу идею съемки. Что ему написать? Примерное содержание вашего первого сообщения должно выглядеть как-то так:

«Добрый день! Меня зовут Катя, я начинающий фотограф в Батуми. Сейчас я нахожусь в поиске новых лиц для своего портфолио. Хочу вам предложить фотосессию на ТФП-условиях. Вот примеры идей, которые я бы хотела поснимать *ссылка на мудборд с идеями или прикрепленные фотографии*. Мои работы можно посмотреть здесь *ссылка на инстаграм или папку с вашими работами в облаке*. Интересно ли вам мое предложение?»

Если человек отказался от вашего предложения или проигнорировал его, не стоит настаивать. Сохраните эту идею и предложите ее другому человеку подобного типажа.

Если человек согласился, можно приступать к дальнейшему обсуждению:

  • спросите его, какая из предложенных идей ему более близка;
  • обсудите локацию, образ, реквизит;
  • выберите удобные для обеих сторон дату и время съемки (не забудьте посмотреть прогноз погоды на этот день, если планируется съемка на улице);
  • составьте мудборд и согласуйте его с потенциальной моделью;
  • за день до съемки напишите модели и уточните, всё ли в силе, пришлите геолокацию места встречи, если это необходимо.

В день съемки вы должны быть на месте минимум за 5-10 минут до начала. Если понимаете, что опаздываете, напишите модели и предупредите об этом, уточнив временные рамки: 

«Я задержусь на 5-7 минут, благодарю за ожидание!»

Опоздание на 5-7 минут приемлимо, больше — вредит вашему личному бренду. Очень классно помогает не опаздывать построение маршрута до места встречи в Яндекс.Картах — это приложение анализирует возможные пробки и время прибытия на место с точностью до минуты (если вы не зависите от общественного транспорта, то скорее всего доберётесь даже раньше).

Когда вы пришли на место встречи, обязательно напишите об этом модели:

«Я на месте, стою у входа в парк»

Можно также прислать селфи на фоне того места, где вы стоите. 

Далее вы находите друг друга, знакомитесь и проводите съемку. В конце обязательно поблагодарите модель, сделайте ей комплимент и еще раз проговорите ваши условия сотрудничества:

«Спасибо большое за съемку! Мне очень понравилось с вами работать, вы классно получаетесь в кадре! Я пришлю вам ссылку на готовые фотографии в течение 5-ти дней. Если будете публиковать их, отметьте мой профиль, пожалуйста!»

Не забудьте действительно прислать модели готовые фотографии! Если есть возможность, в день съемки или на следующий день обработайте 2-3 лучших кадра и отправьте их в качестве анонса. Это особенно важно для блогеров, с которыми вы сотрудничаете по бартеру.

Для некоторых видов творческих съемок желательно (а иногда и необходимо) заключение модельного релиза. Подробнее об этом я рассказываю в дополнительном уроке «Юридические моменты».

Где искать референсы?

Большой-большой список мест я привела в Уроке 7 «Основы композиции», пункт «Зачем и как развивать насмотренность».

И что делать потом?

Прочитать пункт «Проверка локации» в дополнительном уроке «Действите в кадре» и следовать ему.

А еще, можно сделать коллаж из фотографий поз, рассортировав их по локациям, распечатать и взять с собой на съемку. Это шпаргалка спасет вас от творческого ступора.

Про мудборды

Чтобы подвести итог всему вышесказаному и вышенайденному, необходимо составить мудборд — обычно это коллаж или презентация, отражающая общую визуальную концепцию съемки. Мудборд позволяет до всех участников съемочной команды донести вашу идею. Грубо говоря: модель поймет, какие позы от нее требуются, визажист — сколько времени уйдет на макияж и какую косметику ему приготовить, то же самое с прической и т. д.

Первое правило составления мудбордов: старайтесь составлять его не «по возможностям», а «по желаемому результату». Здесь очень важно найти золотую середину. Понятное дело, что творческая съемка ограничена бюджетом, временем и навыками модели и фотографа, но старайтесь превносить в каждую такую съемку что-то новое для себя (новые действия, ракурсы, а может, работу с новыми специалистами в команде (визажисты, стилисты и т. д.)).

Что должно быть в мудборде? Всё, что вы посчитаете нужным, но как минимум — референсы, передающие общую идею. Я обычно добавляю следующие пункты:

  • общие условия, на которых происходит съемка;
  • участники съемки (фотограф, модель, визажист, стилист, фотостудия и т. д.);
  • примеры фотографий, отражающих общую идею съемки;
  • локация (фото и адрес);
  • свет (если съемка будет в студии: естественный, мягкий, жесткий, цветной и т. д.);
  • пожелания к образу (макияж, прическа, одежда, обувь);
  • пожелания к реквизиту;
  • тайминг съемки (дата и место встречи, время проведения съемки).

Для формирования мудбордов я обычно использую PowerPoint или Canva, затем конвертирую получившуюся презентацию в формат PDF и заливаю в облако.

Примеры моих мудбордов для разных видов фотосессий:

Order the photosession